Можно ли прописаться в апартаментах?
В 2020 г вступил в силу законопроект, позволяющий владельцам и жильцам оформлять постоянную регистрацию в апартаментах.
Ранее была доступна только временная прописка на 5 лет. О том, можно ли прописаться в апартаментах и как это сделать, указано в Постановлении Правительства №713.
Процедура связана с рядом особенностей и правил. Если владелец соблюдает формальности, постоянная регистрация возможна.
Особенности апартаментов
Юридически, эта недвижимость не относится к жилой. Помещения не соответствуют ряду санитарных норм, по которым классифицируется жилье.
Недвижимость, не подпадающая по характеристикам, не может выступать территорией для регистрации.
Почему нельзя прописаться в апартаментах:
- Помещения не входят в состав жилого фонда;
- Находятся на территории коммерческих зданий;
- Не всегда имеют санузлы и другое оборудование для проживания;
- Часто перестраиваются под производственные, офисные, торговые залы.

В апартаментах всегда высокие потолки, большая площадь комнат. Обычно, застройщики выделяют небольшое свободное пространство под оборудование санузлов.
Условия для регистрации
Постоянную или временную регистрацию в апартаментах можно оформить при выполнении ряда требований:
- Перевести помещение в жилой фонд, это придает статус жилой недвижимости;
- Пройти проверки соответствия санитарным нормам.
Временная прописка делается проще и без перевода помещений в жилой фонд. Процедура перевода сложная и дорогая. Собственнику нужно пройти множество проверок, уплатить пошлины, оформить документы.
В будущем планируется массовый перевод апартаментов в статус жилых помещений, но в 2020 г процесс полностью лежит на плечах собственников и арендаторов.
Оформление регистрации пошагово
В первую очередь, важно определить, можно ли прописаться в апартаментах. Они не должны быть отдельно стоящим зданием, площадью менее 40 м2, без кухонной и санитарной зон. Если помещения соответствуют санитарным нормам, можно оформлять регистрацию.
Как прописаться в апартаментах:
- Обратиться в ближайшее отделение ФМС. Сотрудники предоставят перечень документов, которые нужны для регистрации.
- Передать документы в ФМС. Это может сделать владелец всего здания или только помещения. Документы также можно направить через МФЦ, Госуслуги.
- Через 8 дней явиться в ФМС за бланком о временной регистрации.

Постоянная прописка оформляется по тому же алгоритму, но предварительно помещения переводятся в жилой фонд. Это делается только в судебном порядке.
Временная регистрация оформляется на 5 лет. Ее обязательно нужно делать, если гражданин живет на территории дольше 3-х месяцев.
Примерный перечень документов
Список может отличаться для конкретных ситуаций. Точно могут сказать только сотрудники ФМС:
- Паспорта, свидетельства о рождении;
- Документы о праве собственности или арендный договор;
- Лист прибытия;
- Заявление.

Если документы подаются через портал государственных услуг, нужны отсканированные копии или качественные фотографии.
Система на Госуслугах также предложит запись на прием в ФМС.
О статусе недвижимости
Определить, в каких апартаментах можно зарегистрироваться, легко. Невозможно прописаться, даже временно, в производственных и промышленных помещениях. У помещений должен быть статус гостиничного объекта.
Временная прописка в гостиницах, общежитиях, санаториях дает идентичные права собственникам или арендаторам. Регистрация в апартаментах со статусом гостиничного типа проходит проще всего.
В случаях, когда в собственности промышленное помещение, придется менять его статус в судебном порядке, чтобы прописаться.