Регистрация по месту пребывания

Регистрация по месту пребыванияНесмотря на то, что Конституция Российской Федерации гарантирует полную свободу передвижения, регистрация по месту пребывания для граждан РФ является обязательной в подавляющем большинстве случаев. Как и где ее оформить?

Для чего нужна временная прописка?

Многие интересуются, что дает регистрация по месту пребывания и для чего нужно ее оформлять.

Временная прописка дает право на:

    Для чего нужна временная прописка?
  • Оформление бумаг при покупке недвижимого имущества;
  • Получение банковских кредитов и займов;
  • Обращение в различные медицинские учреждения;
  • Устройство ребенка в школу или дошкольное учреждение;
  • Официальное трудоустройство;
  • Оформление социальной помощи;
  • Получение пенсионного удостоверения, загранпаспорта и прочих документов.

Кроме всего прочего временная регистрация позволяет избежать проблем с правоохранительными органами и помогает снизить размер платежей за коммунальные услуги по адресу постоянного места жительства.

Особенности прописки

Проведение данной процедуры регулирует ст. 2 Закона № 5242-I «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах страны» от 25.06.1993 г.

Согласно этому законодательному акту и были разработаны основные правила регистрации по месту пребывания. Рассмотрим их более подробно:

    Особенности прописки
  1. Правило 1. Постановку на учет следует осуществить не позже, чем через 3 месяца с момента заселения в жилое помещение.
  2. Правило 2. Длительность прописки оговаривается заранее и устанавливается в соответствии с договоренностью между соискателем и владельцем недвижимости.
  3. Правило 3. Для получения временной регистрации выписываться с основного места жительства совсем не обязательно (это особенно важно для тех, кто работает вахтовым методом, отправляется в долгосрочную командировку или на санаторно-курортное лечение).
  4. Правило 4. Оформить регистрацию по месту пребывания в жилом помещении можно только при наличии согласия следующих лиц:
    • Владельца жилплощади и всех совершеннолетних граждан, проживающих вместе с ним;
    • Юридической особы, владеющей жилым фондом;
    • Собственников помещений;
    • Правления жилищного кооператива (только если член кооператива не является владельцем помещений).
  5. Правило 5. Постановка несовершеннолетних на регистрационный учет по месту пребывания родителей не требует чьих-либо согласий.

Нужна ли регистрация по месту пребывания, если прописан в другом городе? Если этот город находится в пределах того же региона, что и место постоянной прописки, можно спокойно обойтись без нее. Это значит, что человек может быть прописан в Москве, а проживать в Московской области.

Чем место пребывания отличается от места жительства?

Многие люди не до конца понимают, в чём разница между регистрацией по месту пребывания и по месту жительства. Внесем в этот вопрос ясность.

Место пребывания Место жительства
Что входит в это понятие?
Территория, на которую гражданин временно приехал на продолжительный период (лечебно-профилактические учреждения, базы отдыха, пансионаты, населенные пункты за пределами ПМЖ, временно арендуемое жилье, не являющееся местом жительства, санатории, гостиницы, кемпинги, учреждения исправительной системы, заведения социального типа и т. д.). Жилье, в котором человек проживает постоянно (частный дом, отдельная комната, собственная квартира, жилплощадь, предоставленная на основании договора социального найма, и т. д.).
Тип регистрации
Временная Постоянная
Обязательность
Регистрация по месту пребывания необходима лишь в том случае, если гражданин планирует находиться на конкретной территории более 90 дней. Прописка по адресу проживания является обязательной.
Где фиксируется?
Свидетельство, подтверждающее наличие регистрации. Внутренний паспорт страны.

Обязательно ли переоформлять временную регистрацию по окончанию срока ее действия? На самом деле этой процедуры можно избежать.

Для этого следует воспользоваться небольшой хитростью – выезжать из временной жилплощади на 89 день, а затем въезжать опять. В этом случае трехмесячный срок будет отсчитываться заново, потому вам не придется регистрироваться вновь.

Подобную процедуру можно проделывать неограниченное количество раз. В силу того, что российское законодательство не обязывает гражданина хранить и предъявлять билеты, по которым он выезжал на место жительства, проверить его передвижения практически невозможно.

Необходимые документы

Если вы не знаете, какие документы нужны для оформления временной прописки, воспользуйтесь этим списком:

    Необходимые документы
  • Внутренний паспорт РФ (копия);
  • Загранпаспорт (копия, подается только иностранными гражданами);
  • Свидетельство о рождении (для лиц, не достигших своего совершеннолетия);
  • Заявление на получение временной регистрации. Если вы не знаете, как оформить такой документ, воспользуйтесь образцом, утвержденным приказом от ФМС № 288 от 11 сентября 2012 года (если соискателем выступает несовершеннолетний, заполнение и подписание заявления возлагается на его законного представителя);
  • Нотариально заверенная бумага, служащая основанием для заселения (договор об аренде, свидетельство о регистрации прав собственности и т. д.);
  • Нотариально заверенное согласие владельца жилплощади на вселение соискателя (при прописке в квартиру или частный дом);
  • Домовая книга.

Список документов может меняться в зависимости от места проживания соискателя.

Процедура регистрации

Как сделать временную регистрацию по месту пребывания? Данная процедура проходит в несколько этапов. Рассмотрим каждый из них:

    Процедура регистрации
  1. Этап 1. Выбор подходящего жилья.
  2. Этап 2. Заключение соглашения по найму. Этот документ должен быть оформлен в соответствии со всеми требованиями российского законодательства и содержать информацию о том, что наниматель имеет право на временную прописку по данному адресу.
  3. Этап 3. Получение письменного согласия (коллективного или персональных) от всех собственников жилплощади. Помимо всего прочего в этом документе должен быть указан сроки действия временной регистрации.
  4. Этап 4. Подготовка документов.
  5. Этап 5. Передача всех бумаг собственнику жилплощади (желательно под роспись и с указанием даты принятия).
  6. Этап 6. Получение свидетельства о регистрации по месту пребывания (форма 3). Не забудьте проверить, есть ли в нем информация о времени, на которое предоставляется прописка.
  7. Этап 7. Обращение в Единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ) с просьбой произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг с учетом всех прописанных жильцов.

Постановка и снятие с регистрационного учета являются абсолютно бесплатными и не требуют внесения госпошлины.

Куда нести документы?

Куда нести документы?Многие пользователи, интересующиеся, как получить регистрацию по месту пребывания, не до конца понимают, в какую организацию следует обращаться для ее оформления.

Согласно законодательству, действующему на территории РФ в 2020 году, каждый гражданин страны вправе встать на учет по месту пребывания в любом субъекте России.

При этом саму регистрацию проводят органы, расположенные по месту постановки соискателя на учет. К ним относятся:

  • Отделение миграционного органа;
  • Администрация отеля или санитарно-курортного учреждения (если прописка осуществляется в одном из этих учреждений);
  • Отделение МФЦ;
  • Паспортный стол в ЖЭУ (сюда следует обращаться только при отсутствии мультифункционального центра).

Два последних учреждения занимаются лишь сбором необходимых бумаг, в то время как сама регистрация оформляется в ГУВМ (бывшая УФМС).

Документы можно предоставить несколькими способами:

Способ 1. При личном посещении учреждения

При подаче бумаг, не имеющих нотариального подтверждения, должен присутствовать не только сам соискатель, но и собственник(и) жилья.

В этом случае ему (им) необходимо иметь при себе паспорт и документ, доказывающий право собственности.

Способ 2. Через Госуслуги

Данный вариант доступен только для зарегистрированных пользователей:

    Способ 2. Через Госуслуги
  1. Зайдите на официальный сайт Госуслуг.
  2. Пройдите процедуру авторизации, введя логин и пароль.
  3. Перейдите в раздел «Сервисы».
  4. Выберите необходимый вид услуги — «Регистрация по месту пребывания».
  5. Кликните по строке «Подать заявление в электронной форме».
  6. Внесите всю необходимую информацию и нажмите «Отправить».
  7. Проверьте электронный ящик – в письме, которое придет через несколько дней после оформления заявки, будет сказано, когда именно вы должны явиться в паспортный стол.

Тем, кто использует портал Госуслуг впервые, необходимо получить заказное письмо с кодом активации (оно приходит по почте).

Способ 3. По почте

Решив воспользоваться услугами почты, не забудьте приложить адресный лист прибытия. Если же прописка осуществляется больше, чем на 9 месяцев, понадобится еще одна бумага – лист статистического учета прибытия.

Каждый полученный документ тщательно проверяется территориальным отделом ОВМ. В случае положительного решения его сотрудники связываются с соискателем и предлагают ему получить свидетельство о временной прописке в территориальном отделении.

Способ 3. По почтеКак правило, это происходит в течение 3-6 дней с момента подачи заявления (в зависимости от того, в какой именно орган была подана заявка).

Если же лицо, претендующее на получение временной регистрации, предоставляет только информацию о документе-основании, но не приносит его оригинал, данный срок может быть увеличен до 8 дней.

Для получения свидетельства о регистрации по месту пребывания при себе нужно иметь внутренний паспорт страны. Процедура занимает не больше 1 часа.

В случае утери свидетельства о регистрации следует обратиться в паспортный стол для получения дубликата. Наказаний или штрафов за это не существует.

Когда могут отказать в постановке на регистрационный учет?

Существует несколько причин, по которым работники органа ОВМ могут принять отрицательное решение. К ним относятся:

    Когда могут отказать в постановке на регистрационный учет?
  • Превышение нормы на проживающих лиц (менее 10 кв. м свободной площади на каждого временно прописанного жильца);
  • Несогласие владельца квартиры на оформление прописки по месту пребывания;
  • Долги по оплате коммунальных услуг;
  • Несогласие органов опеки, продиктованное ухудшением условий проживания несовершеннолетних;
  • Пребывание жилплощади на балансе банка (в качестве ипотечного залога; если в кредитном договоре предусмотрен запрет на регистрацию в данном жилье других лиц).

Опротестовать решение сотрудников ОВМ можно в суде или прокуратуре. Однако для этого необходимо получить письменный отказ с печатью и подписью начальника территориального отдела ГУВМ.

На какой период оформляется прописка по месту пребывания?

Срок временной регистрации по месту пребывания может быть любым. Главное, чтобы он был согласован с владельцем жилого помещения и совпадал с временными рамками, указанными в договоре социального найма.

Если же соискатель является лишь временным жильцом (то есть проживает на данной жилплощади без соглашения о найме), прописку можно оформить не больше, чем на 6 месяцев.

Прописка по месту пребывания заканчивается автоматически одновременно с указанным в заявлении сроком. Если же гражданин намерен прекратить регистрацию в досрочном порядке, он обязан обратиться в местный отдел УВМ с просьбой снять его с учета.

Чем чревато отсутствие временной регистрации?

Чем чревато отсутствие временной регистрации?Отсутствие временной прописки является административным нарушением, предусматривающим наказание как для нанимателя, так и для владельца жилого помещения (ст. 19.15.1. КоАП РФ).

При этом штраф за проживание без регистрации по месту пребывания составляет от 2 до 4 тыс. руб. для первых и от 3 до 5 тыс. руб. – для вторых.

В населенных пунктах федерального значения (например, в Москве или СПб) эта сумма возрастает до 5-7 тыс. руб.

Зная, что такое регистрация по месту пребывания и разобравшись во всех нюансах ее оформления, вы сможете избежать проблем с законом и получить все положенные вам привилегии.


..Следующая страница->