Что такое фонд перераспределения земель?

Что такое фонд перераспределения земель?Территориальная организация государства долгое время была объектом испытаний и реформ, которые вводились для оптимизации земельных участков, утверждения точных границ, реорганизации коллективных и кооперативных предприятий.

По закону вопросы в рамках земельного законодательства решаются госучреждениями, одним из которых является Фонд перераспределения земель.

Каждый гражданин России, столкнувшийся с проблемами владения участков земли, должен быть знаком с целями организации фонда и особенностями получения информации по нем.

Чтобы изъять землю в активы, необходимы веские основания. Ведь основной задачей фонда является сохранение и реорганизация территорий сельхозназначения.

Особенности фонда распределения земель

Деятельность фонда по перераспределению земель (ФПЗ) регулируется муниципальными и государственными органами.

Но в законодательство не требует строгого указания всего состава фонда. Представители государственной власти могут не обозначать точное месторасположение и границы участков.

Чтобы точно понять, что такое фонд перераспределения земель, необходимо знать и исключения в отношении его земельных участков.

Особенности фонда распределения земельК ним относятся следующие случаи:

  • отчуждение территории по закону;
  • добровольный отказ частных лиц от прав собственности на землю;
  • покупка участков в порядке использования преимущественного права муниципальных или государственных структур в законном порядке.

Обозначенные основания позволяют найти повод для определения границ участка, точного места расположения, внесения полных кадастровых данных о конкретных участках.

Ответственные органы распоряжаются активами земли, выполняют инвентаризацию, обновляют сведения, полученные ранее.

История фонда

Предпосылками для создания фондов перераспределения земель стала земельная реформа, проведенная в начале 90-х годов. Тогда власти поставили задачу создать фермерские хозяйства.

Для этого необходимо было найти источники предоставления участков частным лицам, которые изъявили желание заниматься сельскохозяйственной деятельностью, но у них нет прав на долю по причине того, что они не были членами сельскохозяйственных предприятий.

В фонд входили земли, которые не были предоставлены в аренду, собственность, владение, а также территории совхозов, колхозов, иных землепользователей, которые использовались нерационально.

Основной целью, по которой была инициирована реформа, являлось создание крестьянско-фермерского уклада на основе массового, всеобщего выхода собственников из коллективной собственности на приватизированные участки с выделением этих земель в натуре.

Справочная информация

Справочная информацияВ начале января 1995 года права собственности зарегистрировало примерно 270 крестьянских хозяйств. Из этого объема треть хозяйств была создана на колхозных территориях. Две трети были выделены из фонда.

Со дня запуска ремонта люди массово стали формировать садоводческие, огороднические и дачные объединения. К середине нулевых их было уже 80 тысяч.

Главными документами, когда был создан фонд, были постановление Президиума Верховного Совета РСФСР и Совмина № 891-1 от 15 марта 1991 года. В это время Земельного кодекса еще не было. А по указу 10 процентов пашни были изъяты у коллективных хозяйств для включения в фонд. Планировалось обеспечить необходимым объемом земли крестьянские хозяйства для сенокошения и других нужд.

Еще один источник появления земель стали излишки участков, которые возникли после формирования коллективной собственности при приватизации колхозных земель и их реорганизации.

Основаниями этому послужили:

  • Земельный кодекс, принятый в 1991 году;
  • Постановления Правительства № 86 от 1991 года и № 708 от 1992 года;
  • Указ президента № 323.

По этим документам регистрация прав собственности на землю должна была окончиться до 1 января 1993 года.

Третий источник создания фонда в первые годы предполагал включение не только огороднических, садоводческих, крестьянских объединений, дачных хозяйств, но и территории запаса, а также земель лесного фонда, которые не были заняты насаждениями.

В конце 2001 года был принят Земельный кодекс РФ. В документе сохранилась практика формирования фонда перераспределения земель из участков земель сельхозназначения.

По статье 80 Земельного кодекса РФ фонд перераспределения земель создается в составе сельскохозяйственных участков с целью перераспределения земель для сельхозпроизводства, создания и увеличения фермерских хозяйств, ведения животноводства, садоводства, сенокошения, огородничества, подсобных хозяйств, выпаса скота.

Цели создания фонда

Цели создания фондаФонд перераспределения земельных участков был создан с целью организации государственных территорий конкретно сельскохозяйственного значения. Ключевым фактором в этом вопросе является показатель целевого назначения земель.

Если есть основания для исключения земельного участка и включения его в актив распределительного фонда, то территория не теряет целевого назначения по причине продолжения использования ее для потребностей сельского хозяйства, но после того, как определился собственник или арендатор.

Госфонд перераспределения земель создавался для того, чтобы рационально и грамотно разделить между юридическими и частными лицами все земельные активы. Главная задача — распределить территории для гарантированного соблюдения правил целевого использования.

Перераспределение необходимо для дальнейшей организации хозяйственной деятельности, проведения фермерских работ, расширения сельскохозяйственной деятельности, организации личных подсобных хозяйств, огородничества и садоводства.

Земли, входящие в фонд

Чтобы понять, какие земли входят в состав фонда перераспределения земель, необходимо обратиться к статье 103 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с этим документом земельные участки фонда не относятся к землям запаса, которые, в свою очередь, являются собственностью муниципальной и государственной собственности. Они не предоставляются гражданам и юридическим лицам.

В госфонд переходят следующие земли сельскохозяйственного назначения:

    Земли, входящие в фонд
  • от которых на добровольной основе отказались их хозяева — это требование обозначено в статье 53 Земельного кодекса РФ;
  • если не имеется наследников — п. 2 ст. 2 Земельного кодекса РФ;
  • принудительно изъятые — ст. 45 и 54 Земельного кодекса РФ.

В фонд передаются все указанные земельные участки, а также выявленные в результате инвентаризации земель. Положение о порядке проведения инвентаризации предполагает, что этой процедуре подлежат территории всех категорий, которые не используются в сельском хозяйстве.

В процессе инвентаризации выявляются:

  • документы, соответствующие участкам и подтверждающие права собственников на земельные наделы;
  • используемые не по целевому назначению или неиспользуемые земли;
  • отработанные и нарушенные земли, которые подлежат рекультивации;
  • земли лесфонда, не покрытые лесом, но и редкими кустарниками, не очень ценными лесными породами, которые находятся за границами особо охраняемых территорий.

Обратившись к п. 11 ст. 3 ФЗ «О введении в Действие ЗК РФ» в фонд включаются земли, которые на момент принятия документа в законную силу, появились в результате издания президентского Указа № 323 от 27.12.91 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР».

В п. 5 этого нормативно-правового документа в ФПЗ вошли территории, оставшиеся после безвозмездной передачи земель коллективам кооперативных сельхозпредприятий, колхозов, акционерных обществ, в том числе тем, которые были организованы на базе государственных сельхозпредприятий.

Основания для включения земель в фонд

Законодательство четко определило случаи, которые могут быть основаниями для включения территорий в спецфонд для дальнейшего перераспределения и распоряжения земельных участков между частными пользователями, муниципальными и государственными органами и предприятиями.

Для этого должны имеется определенные основания для включения таких участков в госфонд:

    Основания для включения земель в фонд
  • участки, которые были переданы наследователями в государственную собственность;
  • территория не была передана по наследству по причине лишения завещателя наследников прав на имущество;
  • если участок не стал объектом наследования;
  • добровольный отказ наследников от завещанного им имущества;
  • отказ от участка;
  • если участки были изъяты из собственности, пользования, владения по причине нарушения земельного законодательства (заключение незаконных сделок, игнорирование правил использования территорий, невыполнение прямых обязанностей).

Как используются земли фонда

Территории, попавшие в ходе пересмотра и реорганизации в фонд перераспределения земель, используются в самых разных целях.

Прежде всего, они предназначены для решения следующих задач:

    Как используются земли фонда
  • для предварительного создания и дальнейшего расширения фермерских и крестьянских хозяйств;
  • для ведения сельскохозяйственных работ — садоводство, огородничество;
  • для дальнейшей достройки личных подсобных хозяйств;
  • для выпаса скота или сенокоса;
  • для размещения некоммерческих структур, главная сфера деятельности которых заключается в проведении сельскохозяйственных работ.

Земли, временно находящиеся в распоряжении фонда передаются юридическим и физическим лицам при наличии следующих оснований:

  • заключение договора аренды;
  • в рамках федеральных и муниципальных законов.

Лица, получившие в аренду или во владение территории фонда, должны соблюдать правила и обязанности, разработанные для всех категорий земель сельскохозяйственного назначения и в рамках действующего законодательства.

Особенности фонда распределения земель сельхозназначения

По статье 80 Земельного кодекса РФ фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения создана для того, чтобы государство владело территориями, которые можно передать в пользование населению или юрлицам для ведения сельскохозяйственной деятельности.

Особенности фонда распределения земель сельхозназначенияВ качестве производственных объединений могут быть:

  • крестьянские или фермерские хозяйства;
  • товарищества;
  • кооперативы.

Перераспределение территорий является способом управления земельным фондом, имеет важное значение для передачи земель по праву собственности в дальнейшее пользование.

Как происходит формирование фонда

Наполнение специального фонда распределения земель осуществляется за счет присоединения участков сельскохозяйственного назначения, которые по ряду причин стали свободными от эксплуатации и были куплены государственными структурами в рамках традиционной правовой сделки.

Формирование фонда перераспределения земель происходит при добровольном отказе граждан от территории. Участок становится бесхозным. А полномочия переходят государству.

Принудительное изъятие земли регулируется статьей 49 Земельного кодекса РФ. Если территория изымается в интересах государства, может быть предусмотрен ее выкуп. Если земля изымается по решению суда, собственнику денег не выплачивается.

Массивы, исключенные из оборота, переходят в фонд запаса, но целевое назначение изменению не подлежит.

Как происходит формирование фондаПеред тем, как создать фонд перераспределения земель, необходимо точно знать, для чего территории могут использоваться:

  • для ведения сельхозпроизводства;
  • научно-исследовательской деятельности;
  • создания защитных лесных насаждений;
  • учебных целей;
  • для создания и расширения фермерских хозяйств.

Особенности аренды земель фонда

Перед тем, как взять землю в аренду из фонда перераспределения, необходимо знать, кому они могут предоставляться. Это:

  • граждане, изъявившие желание вести крестьянское хозяйство;
  • граждане, организовавшие сайылычное хозяйство (в Якутии)
  • лицам для ведения личного подсобного хозяйства;
  • сельхозорганизациям;
  • объединениям садоводов, огородников.

В аренду земли сельскохозяйственного назначения могут быть переданы в том случае, если они прошли государственный кадастровый учет. Арендуются также участки, состоящие в долевой собственности.

Максимальный срок аренды составляет до 49 лет. Минимальный срок в 2020 году зависит от разрешенного использования.

Заключение

Подводя итог специфики деятельности фонда распределения земель, можно сделать несколько выводов:

    Заключение
  1. Государство предусмотрело создание базы данных и стало именовать его Фондом перераспределения земель. Сюда вошли наделы и бесхозные площади, которые были изъяты по решению суда, а также территории, от которых отказались их пользователи и бывшие собственники.
  2. Для эксплуатации таких земель устанавливается определенный режим землепользования, в рамках которого не разрешается переводить земли из их прямого назначения в другую категорию.
  3. Плодородные массивы могут быть переданы для разбивки огородов и садов, развития животноводства, организации сельскохозяйственных мероприятий.
  4. Информация о составе фонда находится в открытом доступе, поэтому заинтересованные граждане всегда могут узнать нужные им сведения о земельном участке и ознакомиться с его описанием.
  5. Инстанция, которая курирует вопросы распределения земель фонда, организует публикацию о поступлении и выбытии земельных участков в местных средствах массовой информации, предоставляет населению актуальные сведения.

..Следующая страница->