Мониторинг земель

Мониторинг земельЗемля является одним из главных видов природных ресурсов человечества. Она пространственно ограничена, абсолютно неликвидна и по сути не возобновляема.

За состоянием земельного фонда в России осуществляется строгий контроль, который отслеживает использование земель, нарушение их целевой эксплуатации, состояние ресурсов и изменение качества земли в условиях влияния человеческого воздействия.

Государственный мониторинг земель является частью общего экологического мониторинга, с помощью которого происходит оценка количественных и качественных характеристик показателей земельного фонда.

Мониторинг позволяет не только защитить окружающую среду от негативного воздействия, но и исправить уже возникшие негативные процессы в земельном фонде страны.

Что такое мониторинг земель?

Что такое мониторинг земель?Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдения, прогнозирования и оценки, которая направлена на получение достоверной информации о состоянии земельного фонда страны. Это часть государственного мониторинга окружающей среды.

Данное определение законодательно регламентировано. Оно содержится вместе с другими основными характеристиками этого понятия в ст. 67 Земельного Кодекса РФ.

Земля – основной ресурс страны, от которого зависит не просто благосостояние всего общества, но и развитие всех хозяйственных отраслей страны. Земля обладает особыми критериями ее полезного использования, такими, к примеру, как плодородность почвы.

Если речь идёт об оценке земель сельскохозяйственного назначения, данный показатель наиболее точно отражает состояние земельного фонда и перспективы развития общества.

Само понятие мониторинга говорит о том, что наблюдение за землёй происходит непрерывно. Постоянный контроль регулярно выявляет актуальные данные, которые фиксируются в специальных документах, на основании которых в последствии создаются национальные программы, проекты или новые нормативно-правовые акты.

Объектами мониторинга являются земли, расположенные на территории РФ, без каких-либо ограничений.

Задачи мониторинга

Земельное право регламентирует и задачи государственного мониторинга земель, его главные цели. К задачам государственного мониторинга земель относится, в частности, по ст. 67 ЗК РФ:

    Задачи мониторинга
  • Выявление изменений в состоянии земельного фонда, оценка данных изменений и прогнозирование новых, выявление нарушений, подготовка предложений по защите земли от негативного воздействия и устранения последствий пагубного влияния;
  • Обеспечение информацией о состоянии земельного фонда государственных органов для реализации последними полномочий в области земельных отношений;
  • Обеспечение информацией о состоянии земельного фонда органов местного самоуправления для реализации последними полномочий в области земельных отношений;
  • Обеспечение информацией о состоянии окружающей среды граждан, предпринимателей и юридических лиц.

Информация о результатах государственного мониторинга носит общедоступный открытый характер.

Любой желающий человек может ознакомиться с данной информацией. Она систематизируется и хранится в государственном фонде данных экологического мониторинга страны.

Каждый объект исследования и оценки имеет особый набор показателей, которые отражают его состояние и использование в виде качественных или количественных характеристик.

Задачи мониторингаКто осуществляет государственный мониторинг земли, зависит от категории исследуемого объекта. Все земли страны поделены на определенные категории и виды разрешённого использования.

Все земли, кроме земель сельскохозяйственного назначения, контролирует Росреестр в соответствии с Постановлением Правительства № 457.

Земли сельскохозяйственного назначения и прочих категорий, используемых для нужд сельского хозяйства, контролируются в соответствии с ФЗ № 101 о обеспечении плодородия данной категории земель.

Виды мониторинга земель

Земельный Кодекс РФ гласит, что мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

Первый предполагает контроль за целевым использованием земельных участков, второй – за оценкой их количественных и качественных показателей.

В рамках мониторинга состояния земель также оцениваются загрязнения и захламления почв, их деградация и последствия негативного влияния среды.

Виды мониторинга земельБезусловно, это не единственная существующая классификация видов государственного мониторинга. Также данное понятие можно разделить на следующие виды мониторинга:

  • Федеральный;
  • Региональный;
  • Локальный.

Мониторинг может вводиться специальной государственной или региональной программой, в том числе и в отношении лишь отдельной категории земли.

Поводами для утверждения программы мониторинга могут быть общее снижение плодородия сельскохозяйственных почв, их деградация и упадок.

Для чего нужен мониторинг земли?

Мониторинг земли нужен прежде всего для контроля за состоянием окружающей среду, в которой проживает население. Человечество итак давно стоит на пороге катастрофы: мусор трудно разлагается, лесные фонды незаконно вырубаются, умирают последние особи редких животных.

Земля – это всеобщее достояние, благодаря которому человечество выживает, выращивает растения, пасёт скот. Если не контролировать состояние земельного фонда, можно в короткие сроки лишиться почвенных запасов, ухудшить качество земли.

Особо мониторинг земли касается сельскохозяйственных угодий, обеспечивающих население постоянными запасами еды. Кроме того, мониторинг необходим при проведении приватизации.

Для чего нужен мониторинг земли?Перед оформлением в собственность участка нужно получать о нем досконально подробную информацию. Без постоянного контроля невозможно представить эффективную систему управления земельными ресурсами.

Порядок осуществления государственного мониторинга земли установлен Приказом Министерства Экономического развития России № 852 от 2014 года.

Систематизация данных земельного учета позволяет эффективно и полно оценивать общую ситуацию в стране, оперативно получать интересующую информацию, делать данные сведения доступными для населения.

В России очень много земель, и многие из них до сих пор не освоены, что нужно исправлять и повышать доступность земельных наделов для всех желающих.

Порядок ведения мониторинга земли в 2020 году

Уполномоченным на ведение государственного мониторинга земель является Федеральная служба земельного кадастра.

Она в процессе своей деятельности постоянно взаимодействует с другими федеральными и региональными органами власти.

Все оценочные процедуры происходят в соответствии с единой системой показателей. Показатели регламентируются нормативно-технической и методической документацией.

Ключевые показатели мониторинга

Все объекты оценочной деятельности описываются набором специальных показателей. Показатели мониторинга разделены в соответствии с видами проводимой процедуры. Отдельно выделены показатели мониторинга использования земель и показатели мониторинга состояния земли.

Итак, мониторинг использования земель определятся следующими общими для всех показателями:

    Ключевые показатели мониторинга
  • Общая площадь земли по категориям;
  • Общая площадь земли по видам разрешённого использования;
  • Площадь земель, которые используются не по целевому назначению;
  • Площадь земель, в отношении которых выявлены эпизоды неиспользования;
  • Площадь земель, в отношении которых выявлены нарушения земельного законодательства, кроме фактов порчи земли;
  • Площадь земель по формам собственности с разделением по категориям и видам разрешённого использования;
  • Площадь застроенных земель;
  • Общая площадь земель лесного фонда;
  • Другие показатели, регламентированные нормами законодательства РФ.

Показатели состояния земель делятся в свою очередь на две категории: качественные и количественные. Первые характеризуют какие-либо признаки, отражающие состояние земли, вторые – четкие значения.

К качественным показателям состояния земли следует относить:

    Ключевые показатели мониторинга
  • Площадь земель, которые подвержены различной степени линейной эрозии;
  • Площадь земель, которые подвержены различной степени опустынивания;
  • Площадь захламлённых территорий;
  • Площадь подтопленных территорий;
  • Территории заболоченной местности;
  • Площади переувлажненных почв;
  • Площади нарушенных земель;
  • Площадь земель, которые загрязнены радиоактивными отходами, отходами нефтепродуктов, тяжелыми металлами;
  • Площадь земель, которые подвержены иным негативным влияниям.

При фиксировании качественных показателей даётся расшифровка относительно степени повреждения почвы. Степень может быть слабой, средней, сильной или очень сильной.

Количественные показатели мониторинга состояния земли – это:

    Ключевые показатели мониторинга
  • Общие площади земель по категориям и видам разрешённого использования;
  • Площадь земли общего пользования (скверы, парки, дорожные сети, уличные развязки);
  • Площадь санитарно-защитных и охранных зон;
  • Число объектов на землях энергетики, промышленности, связи, телевидения, транспорта, радиовещания, обороны и космической деятельности;
  • Общая площадь земель особо охраняемых территорий и объектов.

Все измерения показателей осуществляются последовательно, сравниваются с базовыми и нормативными показателями значений. Показатели мониторинга земель могут выражаться как в абсолютных, так и в относительных значениях оценки.

По результатам мониторинга составляются прогнозы и рекомендации, где помимо таблиц с выявленными значениями показателей указываются различные карты и диаграммы, наглядно демонстрирующие результаты исследования.

Методы и способы оценки земли

Для осуществления мониторинга необходимо использование большого числа специального оборудования, с помощью которого можно оперативно получать необходимые сведения о состоянии земли.

Для мониторинга земель используются следующие источники информации:

    Методы и способы оценки земли
  • Данные лесохозяйственных регламентов и реестров;
  • Данные с дистанционного зондирования (съемки с космоса или летательных аппаратов);
  • Сведения из действующих полигонов;
  • Результаты наземных съёмок и обследований;
  • Данные из государственного кадастра недвижимости;
  • Сведения из землеустроительной документации;
  • Результаты инвентаризации земель;
  • Данные о землях из актов государственных и местных властей;
  • Данные с обновлённой картографической основы.

Главное, чтобы способы и методы получения информации о земле носили абсолютно достоверный характер. Использование большого числа источников даёт возможность сравнить полученные данные и оценить состояние земли с различных призм восприятия.

Мониторинг земли создан не только для систематизации данных о существующих угодьях, но и прежде всего для выявления влияния человека на изменения в земельных фондах. Человек – главный эксплуататор земли, субъект, который может как улучшить показатели плодородности, так и ухудшить их.

Влияние человека оказывает огромную силу на процессы, происходящие в земельных фондах. Все негативные воздействия не просто пресекаются мониторингом, но и оперативно доставляются в качестве документированных данных до государственных органов, осуществляющих контроль за сохранностью окружающей среды.

Те, в свою очередь, устраняют последствия негативного влияния человека на землю и создают превентивные меры защиты других земельных наделов от подобного воздействия.

Мониторинг земель – это всесторонний и постоянный контроль за состоянием земельных фондов страны. С помощью мониторинга осуществляется не только оценка качества использования земель по целевому назначению, но и выявляются факты неправомерной эксплуатации и негативного влияния человека на ценные земельные ресурсы.


..Следующая страница->