Землеустройство

ЗемлеустройствоЗемлеустройство сегодня — комплекс мероприятий, преследующий достижение широкого спектра целей: позволяет изучать состояние земель, планировать и организовать их рациональное использование и охрану, описывать местоположение и установление на местности границ объектов землеустройства.

В статье рассмотрим основные понятия, принципы и виды землеустройства.

Понятие и виды землеустройства

Что такое землеустройство? Это комплекс мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны и так далее, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.

Объекты землеустройства ─ это территории субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов, а также территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий и их части.

Виды землеустройства подразделяются на внутрихозяйственное и межхозяйственное:

    Понятие и виды землеустройства
  1. Внутрихозяйственное землеустройство — это термин, которым обозначается организация территорий, используемых общинами или отдельными лицами из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, направленная на обеспечение их традиционного образа жизни, равно как и организация рационального землепользования в пределах уже выделенных земельных участков.
  2. Межхозяйственное землеустройство определяет целевое назначение земель, осуществляет межотраслевое и внутриотраслевое распределение земельных ресурсов. Происходит образование новых и изменение существующих землевладений и землепользований, разработка мероприятий, которые обеспечивают оптимальные межхозяйственные экономические связи.

Межхозяйственное землеустройство — это система социально-экономических, правовых, технических и экологических мероприятий.

Предназначается для организации рационального использования и охраны земли путем ее распределения между отраслями народного хозяйства и внутри отраслей образования и реорганизации землепользовании и землевладений различных хозяйственных структур, а также установления границ административно-территориальных образований, территорий с особыми режимами и специальных земельных фондов.

Проект межхозяйственного землеустройства при образовании землевладений и землепользовании любых видов помогает решить следующие задачи:

  • определяет площадь землепользования;
  • размещает его на территории;
  • включает в него необходимый состав земель;
  • устанавливает его конфигурацию;
  • устанавливает правильные границы землепользования.

Назначение

Землеустройство — это основной государственный механизм управления природопользованием. На федеральном уровне оно обеспечивает реализацию реформ, определяет перспективы работы на территориях, перераспределяет участки по субъектам права и формам собственности.

Землеустройство включает проведение кадастровых съемок, аэросъемку, выполнение топографо-геодезических и почвенно-геоботанических работ, межевание границ.

Землеустроительные мероприятия проводятся после подачи ходатайства заинтересованных лиц или по согласованию с ними.

По законодательству землеустройство обязательно, когда (Федеральный закон 78-фз, статья 3):

    Назначение
  • изменяются границы земельных участков;
  • выявляются нарушенные или подверженные эрозии земель;
  • рекультивируются и консервируются нарушенные земли и др.;
  • земли защищают от эрозии, подтопления, заболачивания, иссушения, вторичного засоления, уплотнения, загрязнения отходами производства, радиоактивными и химическими веществами и других негативных воздействий.

Правовые основания для проведения землеустройства:

  • решения государственных органов власти или органов местного самоуправления;
  • договоры о проведении землеустройства;
  • судебные решения по земельным вопросам, связанные чаще всего с земельными спорами.

Землеустроительные действия включают в себя следующие виды работ:

  • изучение состояния земель;
  • планирование и организацию рационального использования земель;
  • описание и установление границ объектов землеустройства;
  • внутрихозяйственное землеустройство.

Правовое регулирование осуществляется посредством Земельного кодекса РФ (в частности, статьей 68). Организация и порядок проведения землеустройства регламентируются статьей 69:

    Назначение
  • землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда;
  • сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков;
  • юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Принципы

Выделяют следующие принципы землеустройства:

  1. Обеспечиваются интересы субъектов, обладающих правами на участки, и граждан, проживающих на подведомственных контрольным и регистрационным органам территориях.
  2. Приоритет экологических норм над экономической целесообразностью эксплуатации земли. Требуется обоснование степени интенсивности использования территории. Ценные участки необходимо сохранять и защищать.
  3. Принципы

  4. Формируются равные условия для разных форм хозяйственной деятельности и развития экономических отраслей.
  5. Учитывается комплексное развитие и перспективы территорий муниципальных образований и прочих административных единиц.
  6. Ландшафты и природные ресурсы рационально используются и сохраняются.
  7. Учитываются пригодность и экологическая устойчивость территорий сельскохозяйственного и иного назначения.
  8. Участки компактно размещаются.
  9. Излишнее дробление территорий не допускается.
  10. Обеспечивается оптимальное соотношение, состав, размещение угодий.
  11. Сохраняются агроэкологически правильно размещенные и устойчивые элементы планирований территорий.
  12. Зараженные, загрязненные участки изымаются из использования.

Исторический контекст землеустройства

Особую значимость землеустройство приобрело после возникновения частной собственности. Сначала вместо границ между земельными участками были естественные рубежи: лес, реки, рельеф. Позже появились специальные знаки: камни, которые специально устанавливались на межах, столбы и так далее.

Землемерным работам уделялось значительное внимание в первых государствах древнего мира: Индии, Египте, Греции. В этих странах организовали учет земель, работы направлялись на сохранение их качества. Тогда появились первые зачатки «государственного землеустройства».

Государственный контроль за проведением землеустройства

Контроль осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. №1061 для обеспечения соблюдения организациями и гражданами при проведении землеустройства требований законодательства РФ.

Контроль осуществляют в виде проверок, которые проводятся планово, а также внеплановых проверок.

Государственный контроль за проведением землеустройстваВнеплановые проверки проводят, чтобы контролировать исполнение предписаний об устранении ранее выявленных нарушений при проведении землеустройства, а также в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и других доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства.

При проведении контроля обследуются объект землеустройства и выездные проверки, которые выполняются в отношении касающихся этого объекта землеустроительных работ, осуществляемые по месту нахождения объекта землеустройства.

В случае выявления в ходе контроля нарушения земельного законодательства и требований охраны и использования земель полученные копии документов и материалов, а также копия акта передаются соответствующему государственному инспектору по использованию и охране земель.

Описание местоположения и установление на местности границ объектов землеустройства

Процедура проходит по следующим этапам:

  1. Проводятся подготовительные работы. Составляется карта границ субъекта РФ, муниципального образования, населенного пункта. Формируется землеустроительное дело по составлению карты территории. Карта рассматривается. Землеустроительное дело сдается заказчику в государственный фонд данных, которые были получены в результате проведения землеустройства.
  2. Описание местоположения и установление на местности границ объектов землеустройства

  3. Во время подготовительных работ проводится сбор и изучение сведений об объекте землеустройства, которые содержатся в документах по установлению границ соответствующих территорий, государственном кадастре недвижимости, документах по планированию организации территорий (землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная и иная подобная документация), а также сведений об имеющейся геодезической и картографической основе. По результатам составляют карту границ территории, включающей графическую и текстовую части.
  4. Материалы описания местоположения границ объектов землеустройства, а также задание на проведение землеустройства брошюруют в землеустроительное дело, которое может состоять из одного или нескольких томов.
  5. Карту границ соответствующей территории в части прохождения границы утверждает соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления. Перед утверждением карты границ орган государственной власти или орган местного самоуправления рекомендует указанный документ (землеустроительное дело) направлять на рассмотрение в Росреестр.
  6. Основания для отказа в визировании карты Росреестр:
    • пересечение уточняемой границы субъекта РФ, или границы муниципального образования, учтенного в государственном кадастре недвижимости;
    • отсутствие пояснительной записки;
    • отсутствие графической части с указанием уточняемой границы соответствующей территории;
    • отсутствие списка координат характерных точек границ соответствующей территории;
    • несоответствие выбранной системы координат системе координат, которая была установлена для ведения государственного кадастра недвижимости;
    • границы территориальной зоны или зоны с особым условием использования территорий не соответствуют указанным в пояснительной записке исходным данным или утвержденным документам.

Затем территориальный орган Росреестра ставит свою подпись и печать на титульном листе землеустроительного дела и графической части карты. Карта утверждается уполномоченным органом, проставляется подпись на титульном листе землеустроительного дела и графической части карты.

Один экземпляр утвержденного землеустроительного дела исполнитель работ сдает в государственный фонд данных.

Далее, основываясь на акте соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, которым утверждены границы, готовят пакет документов, содержащих сведения о границах соответствующих территорий и необходимых для представления в орган кадастрового учета:

    Описание местоположения и установление на местности границ объектов землеустройства
  • копия акта органа государственной власти, которым утверждены границы объекта землеустройства;
  • картографический материал, отражающий границы соответствующей территории, и номера поворотных характерных точек границы;
  • список координат характерных точек границ соответствующей территории, а также значений среднеквадратических ошибок определения координат;
  • текстовое описание по отдельным участкам границ, совмещенных с естественными или искусственными рубежами.

Установление на местности административных границ и границ населенных пунктов лучше осуществлять на основе утвержденного землеустроительного дела с содержанием описания местоположения границ указанных территорий.

По результатам проведения кадастровых работ при внесении сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости одновременно уточняются сведения о границах населенных пунктов.

Ранее полномочия по управлению государственным имуществом, организации ведения кадастра объектов недвижимости, государственной кадастровой оценке земель и землеустройству принадлежали Роснедвижимости.

Но с 1 марта 2009 г. Роснедвижимость была реорганизована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). В 2020 году Росреестр осуществляет контроль за проведением землеустройства.

Заключение

ЗаключениеПорядок землеустройства предусматривается в Земельном Кодексе, градостроительном и лесном законодательствах, а также в 78-фз. Данная сфера регулируется и рядом правительственных постановлений, региональными и ведомственными нормативными актами.

Землеустройство — это проведение топографо-геодезических, аэросъемочных, почвенных, геоботанических и прочих измерений и исследований.

В него входит межевание территории, разработка предложений, направленных на обеспечение рационального использования территории.

Мероприятия позволяют собирать сведения о качественных и количественных характеристиках местности.


..Следующая страница->